top of page
Фото автораКристина Никитина

Гедиминас Таранда: «Самое главное – никакого уныния!»


Фото Игорь Панков

В чем заключается женское счастье, почему в столицах все меньше «пахнет мужским духом», как в 5 лет оказаться под танком и зачем показывать балет в воинских частях – об этом и многом другом - генеральный директор Имперского Русского Балета, заслуженный деятель искусств России Гедиминас Таранда в проекте «Persona grata».


Если бы вы не были настолько известны, и мне бы показали вашу фотографию и попросили назвать профессию, я бы перебрала много вариантов, но не назвала бы настоящий. Вы, такой фактурный казак, практически не ассоциируетесь с балетом.

- Это хорошо, потому что нынешнее представление об артисте балета немного инфантильное. Когда мы пришли в Большой театр, то артисты балета впечатляли своей физической подготовкой, силой, мужественностью. Это было в тренде, это было нужно самому театру. Тогда в театре было очень развиты восточные единоборства. Практически у всех были черные, красные, коричневые пояса, наши артисты выступали на соревнованиях по единоборствам. Настолько это было популярно. Физическая подготовка была важна в Большом театре, и я под это подходил.


Последние годы в России мужским духом не сильно пахнет…

- Пахнет-пахнет. Просто нужно знать города. Как правило, столичные больше подвержены влиянию Запада, влиянию субкультуры. Если ты уезжаешь в Сибирь, Архангельск и так далее, то ребята отличные, с хорошей подготовкой, с жизненной позицией. Но все равно я считаю, что общая культура, воспитание мужчин, конечно, особенно в средней полосе, она уничтожена и уничтожается. Поэтому, конечно, остался совсем немного мест, немного подвижников, которые пытаются мальчишек наших вернуть к своим истокам и самое главное, чтобы мальчишки понимали, что они будут мужьями, мужчинами. Это очень важно. Я думаю, что сейчас и правительство повернется к этой проблеме лицом, будут поддерживаться те проекты, в которых наши мальчишки становятся настоящими мужчинами. Это очень важно.


Откуда корни этой проблемы? Потому что женщины у нас, как правило, воспитывают мужчин?

- Вы сейчас затрагиваете серьезную тему. Безусловно, это одна из проблем. Посмотрите, что у нас с учителями-мужчинами. Когда я учился в Воронеже, у нас был директор школы мужчина, мужчины преподаватели по истории, я уж не говорю о физкультуре. А сейчас, в основном, женский состав. Я не говорю, что это плохо. Но обязательно должно быть и мужское начало в дополнение. Сейчас большая проблема найти учителя-мужчину, которому и парни, и девушки доверяют. Очень важно вернуть в педагогический состав настоящих мужчин, с которых берут пример, для каждого мальчика пример — это папа, дядя, брат, герой, которого они выбирают.


В вашем детстве хватило мужского примера и мужского воспитания. Вы сын военного.

- Конечно. Хотя мы рано расстались с отцом, но все, что я помню с детства, связано было с воспитанием, с отцом.

Помню совершенно необыкновенный случай. Мне было лет, наверное, пять. Мой отец выстроил на плацу молодых солдат и говорит: «Вот едет простой танк. Что страшного? Мы ложимся под него, вот в эту канавку, он над нами проезжает, поднимаетесь и бросаете гранату. Всем понятно? Ну, вперед!» Мальчишки все стоят, боятся. И тогда он говорит: «Таранда-младший, ну-ка выйти из строя! За мной!» Я, 5-летней выхожу, мы ложимся в канавку, танк над нами проезжает, выныриваем, бросаем гранаты, довольные и счастливые. А на краю плаца стоит моя мама со шваброй. Она это увидела и была в ужасе. 5-летний сын под танком! И потом была погоня со шваброй за моим отцом по всему военному городку. И вот это осталось в памяти навсегда. Личный пример отца перед молодежью.

И еще момент. Мы поехали на учения - танки, грязь и островок с ландышами среди этой грязи, большая поляна. Мой отец останавливает всю колонну и говорит: «На поляну никто не заезжает 30 минут». Все вышли. Он меня берет на руки, ложимся в эти ландыши, смотрим в небо. И он говорит: «Это наша земля. Запах, слышишь?» На всю жизнь остаются такие вещи. Меня часто спрашивают, почему я не остаюсь жить в Германии, Франции, Америке, я отвечаю: «Если вам в детстве показали, что такое запах вашей земли, вы никуда не уедете».


Мой первый трудовой коллектив был женским, а руководил им мужчина. Каждый праздник у него был тост: «Я не знаю, что такое женское счастье, но давайте за него выпьем». Он был молодой, возможно, неопытный. Вы как зрелый мужчина можете рассказать, что такое женское счастье?

- Наверное, когда женщина за мужем, за мужчиной. Он сделает все для нее, возьмет ответственность за все, а она будет вкладывать только свою любовь. В доме важна любовь женщины, потому что на ней держится все – дети, животные, цветы. Даже если нет денег, но есть любовь, то дети будут счастливы. И мужчина, который возвращается с тяжелой работы, открывает дверь, а в доме пахнет любовью, будет счастлив. Много не надо. Просто обнять, обменяться этими энергетиками. Главное найти такого мужчину, их становится все меньше и меньше.

Каждый день рождения я дарю своей дочери письмо, оно всегда одинаковое, я пишу, что важно найти такого парня, у которого есть три составляющих: вера, отечество и любовь. Если у мужчины есть вера, за этой верой стоишь ты. Если есть любовь к отечеству, значит, опять есть ты. Если такого парня найдешь, не думая, выходи за него замуж, и будешь счастлива.


Вы начали говорить про дочь. Под танк, наверное, вы с ней не ложились?

- (Смеется) Под танк пока не ложился, да. Но с ней в разведку можно идти.


Как воспитываете?

- Только любовью, девочке нужна любовь и твое отношение. Все. И девочка будет расти такой, какой должна быть девушка в твоем понимании. Ты ее любишь в любом состоянии. И ещё доверие. Девочка должна доверять мужчине. А мальчик должен очень быстро понять свою ответственность за всех. Девочки эту ответственность не должны чувствовать. Самая большая проблема в нашем мире, в наших русских парнях, это ответственность. Это важно помнить всем, кто воспитывает мальчиков. Ответственность за все в доме, сколько бы тебе ни было лет. Разбил окно? Ответственность возьми на себя. Ну, попало тебе. Угнал чужих овец, думал, что они просто пасутся и привел в дом. Зато знаю, что чужого брать нельзя. Отстоял в углу свое, вернул овец обратно, попросил прощения, что взял. Это с детства. Немножко, может быть, жестоко для ребенка. Но у нас с детства привита ответственность.

Я же посвящал свою дочку в девушки. Это старинный русский обряд. Вдвоём с подругой они посвящались, в старом русском доме красивом, с песнями, готовили нам пирог, угощали всех родных, то есть они превращались в хозяек. И, правда, она стала другая, она понимает, что уже есть ответственность.

То же самое у парней. Надо мальчишек посвящать в воины. Это было всегда на Руси, и у казаков - и посадка на коня, и шашка, и плуг первый. Меня в Литве посвящали в юноши, хотя мне было всего шесть лет. Дед сказал: «Давайте его сейчас посвятим». Мама: «Ему 6 лет всего, не 12». А дед: «Вдруг не доживу». Привели меня на опушку леса, оставили нож, топор и спички. Ночь я должен был просидеть в глухом лесу, а утром вернуться. Сижу, страшно, никого нет. Солнце начало заходить. Кусты затрещали… Ну и что вы думаете? Кто вышел из кустов?


Папа???

- Мама! Мамочка! Как же сынка оставили в лесу? Хвать меня в охапку и все посвящение закончилось. Да, для матери это сложно, но нужно четко понимать, что у вас растет молодой парень. Либо он будет держаться за юбку всю жизнь, либо вы должны с детства сказать, что у него есть ответственность.


О балете поговорим. Существует мнение, что это искусство не для всех, что оно недоступно и непонятно каждому…

- Безусловно, балет нужно пропагандировать, его нужно знать. В советское время практически все бывали в балетном театре. Неважно, где вы жили - в Воронеже, в Челябинске, в Москве или в других городах. Поэтому и мальчишек было всегда много. Вспомните, как после революции простые люди, рабочие и крестьяне, пошли смотреть балет, сидели завороженные, потому что чувство прекрасного есть в каждом. Эта частица Божия, когда идет божественная музыка Чайковского, она начинает светится изнутри. Это та мечта, до которой дотронуться нельзя.

У меня есть много примеров, один из них с моими друзьями из морской пехоты. Ребята прошли огонь и воду. Пригласил их на балет, поначалу не хотели, но пришли ко мне на «Щелкунчика». Сидят шесть человек, крепкие ребята, богатыри, заканчивается первый акт, свет зажигается, смотрю - вытирают слезы. Я спрашиваю: «Ребят, что с вами?» - «А мы знаем? Ты куда нас привел? Что это было? Ощущение, что мы попали в рай». Представляете, в суровых людях, которые прошли самые тяжелые бои, осталось эта божественная частица красоты, то, до чего нельзя дотронуться. Говорят мне: «Ты должен это показывать в наших войсках, потому что ребята будут знать, что они защищают». После этого я стал делать большие специальные программы «Балет для всех» в воинских частях, подразделениях. В этом и есть наше призвание – найти то прекрасное, что есть в людях. Я после этого понял, что это и есть посвящение в балет. Это просто наша миссия.

Последние два года мы ещё делаем большой проект в малых городах Калужской области - Таруса, Боровск, Балабаново. 7000 человек на площади. Успех колоссальный, оглушительный. Вот это волшебство. Поэтому все-таки для всех балет, безусловно. Он затрагивает самые сокровенные струны, которые есть в человеке.



В любой профессии, как правило, есть профессионалы, а есть шарлатаны. Бывают ли в балете шарлатаны и как отличить качество? Потому что это тонкий вид искусства.

- Это очень трудно. Очень важен ваш первый балет, нужно выбрать правильный театр, спектакль, чтобы он был интересен для ребенка в плане движения, декораций, света, истории. То же самое и для взрослых. Особенно мужчины ничего не понимают - кто-то бегает, кого-то обнимают, куда-то подкинули, и все побежали. Нужно подготовить и ребенка, и взрослого к встрече с прекрасным.

Отличить, конечно, очень трудно. «Встал на пальцы» - уже балет, поэтому, к сожалению, появилось очень много шарлатанов, которые называют себя балетом. Одна из компаний называлась «Национальный московский балет». Я просто хохотал. Что ж за национальность такая «Московский балет»?

Как с этим бороться, пока не знаю. Поэтому мы обязательно пишем «Гедиминас Таранда», в случае чего позвоните Таранде и спросите, почему такой спектакль плохой привезли, мы будем за это отвечать. Но пока таких звонков не было.


У нас есть традиция. Мы просим гостей оставить нам пожелания в книге, которая для самого этого человека очень важна. Ваша книга — это книга о вере.

- Да, это «Несвятые святые». Совершенно удивительная книга. Написана Тихоном Шевкуновым. Я был в Псково-Печерском монастыре, специально туда поехал. Поговорил с монахами. Книга написана совершенно простым языком. Главное, что выносишь из нее, что для человека самое важное вера в Бога, вера в друга, вера в жену, вера в семью, вера в страну и вера самого себя. И самое главное, что в каждом человеке, как бы вы его не увидели - вредным, сухим, каким угодно - в каждом есть частичка Бога, которую он в вас кинул при рождении. Поэтому я напишу: «Желаю вам, найти и зажечь частичку Бога, которая в каждом из нас. Гедиминас Таранда».


Это лишь фрагмент большого разговора. Полную версию очень эмоционального интервью смотрите в группе Нестеренко центра в социальной сети «Одноклассники»


Comments


bottom of page