Состояние вдохновения испытывает каждый по-разному, но в большинстве случаев это приятные эмоции, когда мы чувствуем подъём, силу, решимость, желание делать что-либо, доставляющее нам удовольствие. Можно ли заставить вдохновение приходить по графику? Отдыхает ли природа на детях гениев или можно передать талант по наследству?
Доктор психологических наук, профессор Самарского государственного социально-педагогического университета, автор книги "Искусство в категориях сознания" Гарник Владимирович Акопов поделился с Нестеренко центром своими мыслями на этот счёт:
Вообще-то вдохновение приходит к любому человеку, но простой человек не эксплуатирует это состояние, не культивирует, не ждёт его. Я в своей книге отчасти попытался описать психологический механизм вдохновения у Пушкина, Лермонтова и Байрона. Там есть своя система знаков, которую очень трудно в словесной форме воспроизвести. Сейчас многих исследователей воодушевляет нейровизуализация, когда можно увидеть работу сознания в нейронах. Но лучшее, что удалось пока определить это, в каких отделах головного мозга происходит та или иная активность. Эмоциональное состояние более менее изучено в нейронной активности. Поэтому здесь со временем язык нашей сенсорики может быть расшифрован.
Можно ли тренировать вдохновение? Музыкант, садясь к роялю и наигрывая мелодию, вызывает это состояние?
Конечно, можно пытаться ввести себя в такое состояние. Но и у Пушкина не всегда получалось вызывать его. Но, тем не менее, по сравнению с обычными людьми, конечно, гении живут в ожидании этого состояния. Поразительно то, что вдохновение всеми людьми описывается примерно одинаково. Но людям, которые могут в своей деятельности открывать новые грани человеческих возможностей, видимо, удаётся на интуитивном уровне понять и освоить эту систему знаков и кодов. И они в этих кодах умеют работать. Это некая интеллектуализация того, что мы называем вдохновением.
Гарник Владимирович, а талант? Передаётся ли он по наследству или природа, действительно, отдыхает на детях гениев?
До того, как расшифровали геном, всё было чётко и ясно прописано, что талант основан на задатках. Задатки это нервно-анатомические устройства, которые обеспечивают проявление в большей или меньшей степени каких-то способностей. Способности формируются прижизненно, задатки передаются по наследству. А талант это уже неординарность, то, что отличает одного человека от другого. Если не отличает, то это способности. И гениальность - высшая степень проявления способностей.
Но сейчас, в связи с генетическими исследованиями, эта схема - задатки-способности-талант-гениальность - уже не очень работает. Ждём, когда генетики нам объяснят. А может ничего этого нет и всё формируется прижизненно. Задатки могут развиться в способности, а могут не развиться. Всё зависит от того, в какой среде, с какими людьми, в какой системе собственного управления задатками развивается человек.
А тогда можно ли развить в себе креативность, способность к творчеству?
Психологи такой народ, что любят всё усложнять. Например, Богоявленская разделяет креативность и творчество. Креативность - от Бога, а творчество может проявлять каждый. На мой взгляд интересна точка зрения зрения известного нашего психолога Вадима Артуровича Петровского. Он считает, что и креативность, и творчество связаны со сверхнормативной активностью. Это первый признак, по которому можно говорить, что будет развиваться талант. Если человек находит решение, то не останавливается на нем, ищет новое, может усложнить условия и так далее.
То есть связано с неким преодолением?
Да, совершенно верно. Но с другой стороны, откуда берется эта способность? У одних она есть, а другой сделал и ему уже неинтересно дальше. Это лишь одна из точек зрения. Всё сейчас быстро меняется - информационная культура, цифровизация - и это может использоваться для развития человека.
Comments