Съемки художественных фильмов в первой половине прошлого века занимали долгие годы. О том, что началась война, съёмочная группа картины «Свинарка и пастух» узнала в самом разгаре кинопроизводства. 22 июня 1941 года был завершён один из этапов съёмок в Кабардино-Балкарии и артисты возвращались в Москву. Многие пошли в военкомат по повесткам или добровольцами. Исполнитель главной роли Владимир Зельдин позже вспоминал, как они рассуждали в июне 1941-го: «Через 2–3 месяца покончим с врагом и продолжим».
Однако через несколько недель всех, кто работал над фильмом вернули на «Мосфильм» по личному распоряжению Сталина. Перед группой была поставлена задача снять ленту, чтобы и бойцы, и зрители хоть в кино увидели мирное небо. Фиксировать безоблачную картину советской мирной жизни приходилось совсем в иных обстоятельствах. Москву бомбили, а группа, снимая на ВДНХ, периодически спускалась в бомбоубежище. В паузах между налетами немецкой авиации кинокамера ловила то самое мирное небо. Так продолжалось 4 месяца.
Мировая премьера советского чёрно-белого мюзикла состоялась 6 июня 1944 года. В США фильм шёл под названием «Они встретились в Москве».
Знаменитая песня «О Москве» для картины «Свинарка и пастух» стала одной из самых ярких работ в кино для композитора Тихона Хренникова. Изначально слова поэта Виктора Гусева звучали так:
Хорошо на московском просторе!
Светят звезды Кремля в синеве.
И как реки встречаются в море,
Так встречаются люди в Москве.
Нас веселой толпой окружила,
Подсказала простые слова,
Познакомила нас, подружила
В этот радостный вечер Москва.
И в какой стороне я не буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.
Не забыть мне очей твоих ясных.
И простых твоих ласковых слов,
Не забыть мне московских прекрасных
Площадей, переулков, мостов.
Скоро встанет разлука меж нами,
Зазвенит колокольчик: «Прощай!»
За горами, лесами, полями
Ты хоть в песне меня вспоминай.
Волны радио ночью примчатся
Из Москвы сквозь морозы и дым.
Голос дальней Москвы мне казаться
Будет голосом дальним твоим.
Но я знаю, мы встретимся скоро, —
И тогда, дорогая, вдвоем
На московских широких просторах
Мы опять эту песню споем.
И в какой стороне я не буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.
Позже режиссер фильма Иван Пырьев попросил авторов добавить в песню актуальные строки о войне. Так в ней появилось ещё одно четверостишье:
И когда вражьи танки промчатся,
Мы с тобою пойдем воевать.
Не затем мы нашли свое счастье,
Чтоб врагу его дать растоптать!
コメント