Поиск
  • Ольга Нестеренко

На карандаш

Обновлено: 25 окт.


Фото: ©РИА Новости

 

Памятник Петру Ильичу Чайковскому у входа в Московскую консерваторию задумывался совсем не таким, каким мы его знаем.

Автор монумента - известный советский скульптор Вера Мухина первоначально представляла образ композитора на пьедестале в полный рост, дирижирующим.

Однако, пространство не позволяло воплотить столь масштабную задумку, и комиссия отклонила эскизы. Идеи кардинально изменили. Теперь композитор величественно расположился в кресле перед пюпитром, с карандашом в правой руке.

За овальной скамьёй из красного мрамора – металлическая ограда с нотным станом. Он вместил фрагменты лучших произведений композитора: шестую симфонию, оперу «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро».

Сама Вера Мухина описывала свое творение так: «Полуовальная вогнутая решетка над огромным полукругом скамьи идет направо и налево двумя крыльями от постамента до существующих въезда и выезда. На кованой решетке, разделенной на шесть частей, нанесены некоторые темы главных музыкальных форм, в которых Чайковский писал, как-то: симфонии, оперы, балета, романса, концерта и пр. Туда же внесены его инициалы и даты рождения и смерти. Решетки с двух сторон кончаются двумя скульптурными изображениями арф, и таким образом звуки на решетке как бы продолжают звучать в струнах арф».

К сожалению, композиция привлекает не только туристов и поклонников творчества Чайковского, но и вандалов. В период реставрации обнаружили пропажу пятидесяти нотных знаков и карандаша из руки композитора. По легенде, фрагменты памятника приносят удачу и музыкальный успех. Стараниями мастеров, ноты вернули на место, а самому Чайковскому вручили новый более крепкий карандаш.