Поиск
  • Ольга Нестеренко

Хорошим танцорам перья мешают


Фото: Марина Рязанцева (фрагмент)

 

В первых постановках балета «Лебединое озеро», костюмы балерин с громоздкими крыльями изготавливали из настоящих перьев.

После премьеры Санкт-Петербургская газета «Ведомости» опубликовала впечатления зрителей: «Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду».

Критиковали спектакль и за хореографию: «Кордебалет топчется себе на одном и том же месте, махая руками, как ветряная мельница крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены».

Триумф «Лебединого озера» случился только спустя 20 лет и уже после смерти Петра Ильича Чайковского. В постановке Льва Иванова и Мариуса Петипа изменили сюжет, движения и костюмы. Отказ от тяжелых перьев позволил «лебедям» раскрыться через движения и пластику. Иванов ввёл «танцы рук». В балете появился дуэт Одетты и Зигфрида, а также знаменитый танец маленьких лебедей.