top of page
Фото автораКристина Никитина

Цирюльник Пётр I


 

В 17-18 веках цирюльники были далеко не только парикмахерами, они выполняли функции банщиков, дантистов и даже хирургов. В воинском уставе Петра I было сказано: «Надлежит быть при всякой дивизии одному лекарю и одному штаб-лекарю, а во всяком полку полевому лекарю, також в каждой роте — по цирюльнику».

Увидев ловкую работу цирюльников за границей, Пётр I быстро обучился и сам мастерству драть зубы и брить бороды. Вернувшись на родину из Голландии он активно практиковал свои навыки. Очевидцы утверждали, что в кармане царя всегда был «пеликан» - инструмент для удаления зубов. В те времена больные зубы еще не лечили, а сразу удаляли. Царь таким образом помогал не только высокопоставленным придворным, но и обычным матросам, и прислуге. В Кунсткамере в Санкт-Петербурге до сих пор хранится коллекция из 73 вырванных царем зубов. Поговаривают, что страсть царя иногда брала верх над необходимостью и вырванные зубы не всегда были больными.

А о том, сколько бород он сбрил на Руси, история помнит хорошо. В начале 1705 года Пётр I издал указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят. И о выдаче заплатившим пошлину знаков». Так, за право быть бородачом дворяне и чиновники платили 600 рублей в год. Крестьянская борода облагались пошлиной в 2 деньги.

Comments


bottom of page