Поиск
  • Артур Никитин

«Живопись в движении»: как искусство цитируют в кино.

Обновлено: 23 июл.



 

Французский кинорежиссер, сценарист и кинокритик Луи Деллюк в 19 веке называл кино «живописью в движении». Он подчеркнул общие визуальные коды для этих видов искусства. Интертекстуальность постмодернизма позволяет в кино использовать средства диалога между зрителем и автором. Ограничительных рамок нет, каждый режиссер интерпретирует мировой опыт или придумывает новые пути коммуникации. Один из таких методов - экфрасис, описание произведения живописи, скульптуры или архитектуры в литературном тексте.


Прием использовали еще античные писатели. Например, Гомер в «Илиаде» описывает изображение, которые будто бы находятся на золотом щите Ахилла. Это сцены сражений, жизнь народа, его быт. Автор смешивает разные времена в тексте и расширяет его метафоричные границы.


В кинематограф экфрасис пришел через табло виван, актеры изображали в статике скульптуры, картины. Одни режиссёры продолжают использовать это в кино, другие закладывают еще смысловой подтекст и выстраивают диалог с творцами прошлого. В любом случае все зависит от восприятия зрителя, только режиссер знает, что он имел ввиду в той или иной сцене. В кино метод называют киноэкфрасис или цитирование.

Нестеренко центр рассказывает на примерах, как режиссеры фильмов и музыкальных клипов цитируют искусство и что может стоять за этими отсылками.


Живопись



Режиссер Мартин Скорсезе часто в своих фильмах отсылает зрителя к живописи. Один из таких примеров - фильм «Остров проклятых». В сцене цитирования главному герою сниться сон с его мертвой женой, он хочет увидеться с ней, но не может. Персонаж Ди Каприо обнимает возлюбленную сзади и целует в шею. Режиссер цитирует картину Густава Климта «Поцелуй» и делает это неслучайно. На полотне изображен мужчина, который силой захватывает женщину и целует ее. Это сам художник и Эмилия Флеги, девушка, которая отвергла его. Во время написания этой ратины Климт заболел сифилисом, что оборвало его связь с Эмилией. От факта невозможности любви картина становиться сильнее, как и сцена в фильме.


Скульптура



В 2003 году Бернардо Бертолуччи снял фильм «Мечтатели». Он вдохновился французской «новой волной» и одноимённым романом Гилберта Адэра. Картина о молодых людях, которые любят кино. Они проводят почти все время в квартире, смотрят киноленты, воссоздают сцены из них и желают изменить мир, который «пахнет» революцией. Пока герои отсылают зрителя к фильмам 60-х, режиссер цитирует античное искусство. В одной сцене героиня Евы Грин появляется в кадре с закрытыми простыней грудью и бедрами, а ее руки в черных перчатках сливаются с темнотой комнаты сзади нее. В один момент она обнажает грудь и полностью предстает в образе скульптуры Венеры Милосской или богини любви и красоты Афродиты.


Ландшафт



Помимо прямого цитирования образов персонажей, режиссеры срисовывают пейзажи. Фильм Питера Уира «Шоу Трумана» о страховом агенте, который обнаруживает, что он герой реалити-шоу и пытается выбраться в реальный мир. В финальной сцене фильма режиссер берет за основу ландшафт с картины Рене Магритта «При свете луны». Как и герой фильма, художник в своих картинах переосмысляет реальность. Образ лестницы выступает ответом на вопрос: а все вокруг меня настоящие?


Отечественное кино



Андрей Тарковский говорил в своих лекциях, что строить мизансцену только исходя из живописи, оживлять ее (живопись), значит убивать кинематограф. Он так же отмечал важность передачи психологического состояния героев в постановке. Но режиссер цитировал живопись, выстраивая тот самый диалог. Его фильм «Солярис» 1972 года это кинопритча о путешествии космосе, сознании и подсознании. В последней сцене главный герой возвращается домой и падает на колени перед отцом, как в картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». После этого долгого скитания внутри себя и по миру, для понимания и осознания чего-либо нужно прийти к более высокому духовному и нравственному уровню.


"Малое кино"



Режиссеры снимают "малые формы кино" с конфликтом, сюжетом - все, как в полнометражных картинах - это музыкальные клипы. В них часто используют и анимацию. Например, группа Gorillaz в видео на песню ClintEastwood. Каждый автор заимствует или придумывает что-то новое, но при это здесь тоже можно встретить цитирование, и живописи, и кинематографа, и мультсериалов. Репер Йе, Канье Уэст, в 2022 выпустил клип на песню «Heaven and Hell». Видео довольно мрачное и пропитано эстетикой альбома «Donda», с закрытыми лицами, черным цветом и большим количеством клонов лирического героя. В видео встречается цитирование художников Рене Магритта и Джона Мартина, книжного иллюстратора Гюстав Доре и певца Майкла Джексона.