В этом году отечественный джаз отмечает своё столетие, а клубу легендарного джазмена, композитора, писателя Алексея Козлова исполнилось 10 лет. Мы попросили Алексея Семёновича рассказать, как на его глазах менялся джаз и какую роль в этом сыграло создание клуба:
«В самом начале 60-х годов, традиционный американский джаз потерял для меня смысл. Досконально изучив все существовавшие к тому времени разновидности джаза. такие как диксиленд, свинг, бибоп и даже фри-джаз, я понял, что буду всю жизнь подражателем, поскольку ничего своего, создать уже не удастся. Даже если научусь играть и сочинять как Паркер или Гиллеспи, Колтрейн или Орнетт Коулмен. Мне пришла в голову мысль, что единственным способом сделать это - попытаться использовать элементы многонациональной советской, российской музыки, как старинной, так и современной. Ведь тогда Советский Союз состоял из множества республик и областей. К тому времени я с моим коллективом побывал во многих из них как участник различных фестивалей народной музыки. На них многочисленные коллективы старались показать всё, что существовало в их регионе, как в традиционном смысле, а также то, что было создано в советские времена. Я поразился, насколько богатым и разнообразным оказался этот материал. Оставалось лишь каким-то образом преобразить его в нечто, опирающееся на современные ритмы.
Таким свойством обладала музыка, появившаяся в среде хиппи, которые относились с определённым презрением к официальному американскому джазу, выражая таким образом протест против войны во Вьетнаме. В Советском Союзе тоже возникло это движение, но оно сразу стало нежелательным в нашей стране, хотя с Соединёнными Штатами Америки уже давно шла так называемая “холодная война”. Так что, логики никакой не было, особенно это стало очевидным, когда советская хипповая молодёжь вышла на демонстрацию с лозунгами типа: “Американцы - вон из Вьетнама!”. И встали на Садовом кольце напротив Американского посольства. Демонстрация была разогнана милицией. Многих арестовали, продержали в кутузках какое-то время, после чего безо всяких объяснений отпустили.
Сам этот факт и послужил тому, что я, познакомившись с главными представителями этого, ставшего подпольным движения, стал посещать квартиры, где они собирались, чтобы послушать и записать на магнитофон музыку, которую тогда раздобыть было непросто. Придя домой, начинал внимательно слушать всё, что мне удалось добыть. Постепенно у меня окончательно созрело решение создать принципиально новый коллектив, который бы стал играть в стиле” джаз-рок”. Так появился ансамбль “Арсенал”.
А клуб - мечта, которая сбылась. Я хотел создать полноценный дом импровизационной некоммерческой музыки для музыкантов и публики. Раньше это бы называлось домом культуры, наверное. Учитывая, что мы открыли уже четвертую сцену, а это значит, что теперь в клубе проходит больше 170 концертов в месяц! И я говорю не только о ежедневных платных концертах, но и ежедневных разных по стилю джемах для музыкантов, отчетных концертах музыкальных учебных заведений, мастер-классах от высококлассных профессионалов — затея удалась.
Я вижу на собственных концертах по пятницам как за эти 10 лет помолодела публика, как эта публика слушает и, главное, слышит. Что меня особенно радует, это то, что в стране формируется, совершенно определённо, замешанный на корневой народной и академической музыке отечественный джаз, не являющийся подражанием американскому джазу. Это не может не радовать.
Если говорить о будущем, то мир не стоит на месте, все сферы деятельности человека, в том числе искусство в самом широком понятии этого слова, развиваются постоянно и джаз, за счёт своей импровизационной составляющей, всегда ищет и будет искать новые формы. Он не станет тупиковой ветвью развития музыки».
Вопросы задавал Дмитрий Краснов
Comentarios