top of page

«Красные ворота» без ворот.



 

Станция метро «Красные ворота» одна из самых первых в московской подземке. Название ей дала триумфальная арка, впервые сооружённая на этом месте ещё в конце 1709 года.

3 июня 1927 года Москва лишилась своих Красных ворот.


После победы под Полтавой Пётр I решил устроить триумфальное шествие в первопрестольной, в связи с чем довольно быстро по всему городу построили несколько деревянных арок. Одна из них на деньги московского купечества появилась у Земляного города. Арка довольно быстро разрушилась, однако, дочь Петра, Елизавета, решила восстановить её для своей коронации в 1742 году. Но через 6 лет и эта деревянная постройка сгорела.

Императрица не смирилась с этим и поручила князю Ухтомскому строительство каменной арки. Она считалась образцом барочной архитектуры, прочно вошла в топонимику столицы и лексикон москвичей.

Ворота стояли поперек Садового кольца, в начале ХХ века через них проходили трамвайные пути и, возможно, они на самом деле мешали движению, как утверждали сторонники их сноса.

Однако, многие деятели культуры пытались сохранить памятник архитектуры. В подписанном Анатолием Луначарским письме говорилось, что Красные ворота «являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе... Указание Моссовета на помеху для движения... представляется неубедительным, так как центр площади всегда не используется».



Это не помогло, но память о Красных воротах жива.

Пример Триумфальной арки на Кутузовском дарит надежду, что и Красные ворота могут когда-нибудь возродиться.

bottom of page