Поиск
  • Кристина Никитина

Анна Афанасьева: «Развитие креативных индустрий – мировой тренд в экономике»

Обновлено: 28 июн.



 

27 июня в России – День молодежи. Каждый пятый житель нашей страны – в возрасте от 14 до 35 лет. Юность – это не только период проб и ошибок, но и творческого поиска, смелых идей, креативных взглядов. Роскультцентр - подведомственное учреждение Росмолодежи, которое курирует креативное направление. Организация нацелена на формирование кадрового резерва страны в сфере креативных индустрий и создание возможностей для развития молодежи и реализации культурных проектов. О том, как создаются условия для профессионального роста и развития талантов, Нестеренко центру рассказала заместитель директора Роскультцентра по проектной деятельности Анна Афанасьева.


Существует практика, когда для эффективности того или иного дела объединяют труд начинающих, молодых и опытных наставников. Есть ли у вас проекты, в которых могут реализоваться одновременно и молодежь, и поколение их «родителей»?

- Важная особенность креативных индустрий заключается в том, что они объединяют разные поколения, представителей творческих и технических профессий, «физиков» и «лириков». Для них нет границ! Мы все знаем много примеров того, как совсем еще молодые ребята сразу после школы создают крутые IT-проекты и становятся миллионерами. В креативных проектах обмен опытом, взглядами, разным бэкграундом – только плюс для проекта.

Развитие креативных индустрий – мировой тренд в экономике, и абсолютно закономерно, что Россия присоединилась к нему. В этом году мы в третий раз проводим для всего креативного сообщества России два ключевых проекта – форум «Российская креативная неделя» и вновь запускаем Премию в сфере креативных индустрий Russian Creative Awards.

«Российская креативная неделя» пройдет с 7 по 10 июля в Парке Горького уже в третий раз, традиционно объединит профильное сообщество, государственную власть и бизнес. Это уникальный по своей масштабности форум, охватывающий все отрасли, относящихся к креативной индустрии по общепризнанным международным стандартам. Ожидаем, что спикерами станут более 1000 экспертов, и мероприятие в этом году посетят свыше 250 000 человек. Сегодня это не просто форум, а площадка для стратегических решений, коллабораций, поиска партнеров.

Российская креативная неделя ежегодно охватывает все направления креативных индустрий: искусство, музыку, моду, дизайн, архитектуру и урбанистику, кино, телевидение, новые медиа, издательское дело и журналистику, маркетинг, компьютерную графику, разработку игр, IT и профильное образование.

Другой наш проект – Премия Russian Creative Awards – призвана отметить наиболее успешных деятелей, проекты, разработанные в креативном секторе, обеспечить им поддержку и национальное признание. Премия способствует укреплению связей между разными представителями креативного сообщества по всей стране, а также формированию и развитию современной российской культуры и идентичности. В 2022 году Премия обретает особую актуальность. Основной темой станет выявление лучших проектов и решений, направленных на поддержку национальной креативной экономики в условиях открывшихся новых возможностей


С какими творческими идеями и кто может прийти в Роскультцентр, какие преференции и поддержку можно получить? В каких конкурсах, грантах или премиях можно еще успеть принять участие в этом году?

- Во-первых, для представителей всех творческих индустрий существует грантовый конкурс Президентского фонда культурных инициатив. В конкурсах Президентского фонда культурных инициатив помимо негосударственных некоммерческих организаций заявку на грант могут подать коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и муниципальные предприятия и учреждения.

Если говорить о деятельности Роскультцентра, совсем скоро мы анонсируем прием заявок на нашу Премию в сфере креативных индустрий Russian Creative Awards. В ней смогут принять участие физические лица, НКО, бизнес-компании, организации, внесшие значимый вклад в развитие любой из креативных индустрий. Если у вас есть проект в сфере образования, искусства, культуры, IT и любой другой креативной отрасли – то ждем вашу заявку. Подробная информация появится на сайте Премии.

Ежегодно мы проводим прием заявок на урбанистический хакатон «Города» - проект для молодых архитекторов, урбанистов и дизайнеров, которые получают шанс под руководством наставников – кураторов создать реальные проекты благоустройства в российских регионах.


Существуют ли какие-то тренды на проекты в этом году, связанные с окружающей действительностью, что актуально?

-Значимость креативного сектора сейчас как никогда велика. Мы постарались сформировать программу третьей Российской креативной недели с учетом текущей ситуации, поднять самые острые и важные темы. Среди ключевых тем для обсуждения: новые ниши для креативных отраслей в условиях санкций и импортозамещения, разработка мер поддержки национальной креативной экономики, кадровая политика в новой реальности, креативный продукт и ответственность за социальные результаты контента, научно-образовательная политика и подготовка кадров в креативных индустриях, регулирование деятельности в сфере креативных индустрий в новой реальности.

В этом году впервые на «Российской креативной неделе» будет работать молодежная площадка. Мы постарались собрать на нашей площадке лекции, дискуссии, затрагивающие актуальные для молодой аудитории темы: что такое NFT и метавселенная, как устроен арт-рынок, как создать свой собственный бренд одежды и заработать на этом, как разработать компьютерную игру и преуспеть, где и чему учиться, чтобы быть востребованным специалистом в сфере креативных индустрий.

Программа создана совместно с одними из лучших высших учебных заведений страны и организациями, которые работают с молодыми творцами и способствуют развитию творческих бизнес-инициатив. На «Российской креативной неделе» выступят представители РЭУ им. Г.В. Плеханова, Московского политеха, РГУ им. А.Н. Косыгина, НИУ ВШЭ, СПбГИКиТ, Севастопольского государственного университета и др. В число партнеров входят Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), АНО «АртМастерс», платформа «Россия – страна возможностей».


Наверное, география участников различных проектов охватывает всю карту России, но есть какие-то самые активные регионы? Сейчас часто говорят о децентрализации: и в образовании, и в культуре. Известные театры открывают филиалы в регионах, модернизируют региональные вузы… Какие из проектов существуют не в Москве, а где-то за тысячи километров от нее?

- Наши проекты показывают, как активно развиваются сейчас креативные индустрии в регионах. Стоит вспомнить такие примеры как Якутия, Калининградская область, где бурно развивается киноиндустрия, IT. Якутские фильмы получают российские и международные призы.

В прошлом году в Красноярске мы впервые провели первый окружной форум «Российская креативная неделя – Сибирь» - это крупный формат региональных мероприятий, более 60 мероприятий и 200 спикеров, который собрал представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, столичных и региональных лидеров креативных индустрий.

В этом году на Российской креативной неделе мы ожидаем делегации более чем из 40 регионов России – губернаторов, представителей органов власти, креативного сообщества. Представители регионов примут участие в дискуссиях по развитию креативных индустрий в регионах.


Творчество – это процесс, который трудно загнать в рамки и запланировать. Иди не приходят по расписанию. Кроме четко сформулированных по срокам конкурсных предложений, можно ли прийти к вам просто с идеей?

- Да, мы собираем лучшие идеи, проекты, которые еще находятся на стадии реализации, и даем авторам, стартаперам возможность представить их на Российской креативной неделе. Совсем недавно мы завершили конкурс лучших молодежных проектов в сфере креативных индустрий, получили более 500 заявок – готовых проектов и идей. 100 конкурсных работ включены в каталог «Лучшие проекты Российской креативной недели 2022», а 10 победителей конкурса получат прекрасный шанс прорекламировать свой продукт – провести презентации собственных проектов на «Российской креативной неделе» перед представителями бизнеса и власти.