top of page

Гоголь-щёголь



 

Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь (урожденный Яновский) был человеком разносторонним. Современники называли его модным «щёголем» за умение красиво и со вкусом одеваться. Он любил аксессуары, особенно шейные платки. А вот портных он посещал редко, потому что сам умел шить, вязать и даже вышивать. Застать Гоголя за рукоделием было обычным делом. Писатель не стеснялся своего увлечения, шил платья своим сёстрам и раздаривал знакомым вещи ручной работы.

А вот известное выражение «ходить гоголем», хоть и означает держаться франтом, щёголем, никакого отношения к писателю не имеет. Гоголь – это один из видов водоплавающих – нырковых уток. Из-за своей большой головы и короткой шеи, они выходят из воды, задирая голову, как бы «с опломбом».

Любовь к элегантной одежде была у Николая Васильевича с юности. В письме к своему другу в Петербург 18-летний Гоголь интересовался:

«Позволь ещё тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге портному самому лучшему фрак для меня? Узнай, что стоит пошитье самое отличное фрака по последней моде. Мне хочется ужасно как, чтобы к последним числам или к первому ноября я уже получил фрак готовый. Напиши, пожалуйста, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны. Какой-то у вас модный цвет на фраки? Мне бы очень хотелось сделать себе синий с металлическими пуговицами; а чёрных фраков у меня много, и они мне так надоели, что смотреть на них не хочется».

Однако, к закату своей жизни интерес к своему внешнему виду писатель утратил. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек:

«… здесь в Москве наличных денег, сохранной казны билетов, долговых документов, золотых, серебряных, бриллиантовых и прочих драгоценных вещей кроме незначительного носильного платья ничего не осталось …».

Единственной ценной вещью были золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому как память Пушкине: они были остановлены на 2 часах пополудни — времени кончины Пушкина. Гоголь ушёл из жизни, не дожив месяц до своего 43-летия.

bottom of page