top of page

Натурализм против творческих образов


"Журавли", Наталья Некрасова
 

Свое пронзительное стихотворение «Журавли» Николай Заболоцкий опубликовал в 1948 году. В ответ на эту публикацию автор получил письмо от доцента кафедры зоологии МГУ Благосклонова, где тот возмутился:

«Рубашку из металла еще можно принять - птица стального цвета. Но чтобы птица тонула - поверить никак нельзя». В угоду ученому поэт изменил первоначальную строку на «Уплывал, не падая на дно…».

Именно в такой редакции стихотворение вошло в антологию произведений о птицах под редакцией Благосклонова. Но сам автор всегда использовал первоначальный вариант, ведь стихотворение не о натурализме, а о творческих образах.


Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.


Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.


Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.


Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.


Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.


Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:


Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.


А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.


1948

bottom of page