top of page

Ольга Хохлова и Софья Власова: «Главное – это любовь!»


 

Актриса театра и кино Ольга Хохлова и ее дочь, режиссер и продюсер, Софья Власова стали гостями очередного выпуска цикла интеллектуальных интервью Persona Grata. Что дано артисту свыше, когда стоит говорить «нет», что скрывается за образом сильной женщины и какие чудеса творит любовь – об этом и многом другом в большом разговоре в новом выпуске проекта.


Ольга, мы с вами встречаемся не первый раз в жизни. Работали в разных проектах. У меня сложилось полное впечатление что вы человек, который в профессии может абсолютно все. Есть то, от чего вы отказываетесь на съемочной площадке или на театральной сцене?


Ольга Хохлова: - Конечно. Была история. Мне прислали текст с матом. Я спросила, принципиально ли это, ответили – да. Так я даже на пробы не пошла. А потом оказалось, что это сериал «Интерны» (улыбается). Там ни одного нецензурного слова. Никогда не знаешь, во что попадешь. Бывает, что совершенно равнодушно идешь на пробы, а получается чудо-проект. Или, наоборот. Делаешь на них ставку, а получается пшик.


Артисткой, на ваш взгляд, рождаются или становятся?


Ольга Хохлова:


- Можно стать артисткой, но существуют вещи, которые невозможно наработать. Я вижу, когда актер именно «живет» в роли. Например, Володя Ильин или Константин Хабенский, они как будто бы только сейчас зашли с улицы. Иногда я вижу, что у меня тоже чуть-чуть это проскальзывает, когда сам организм начинает выдавать нечто помимо твоей воли. Такое невозможно наработать. Нам это дается сверху, когда ты не сам, а за тебя это делают. Я же на четвертый раз поступила в театральный. Что-то вело меня, что-то было выше меня.



У вас две дочери, одна сейчас рядом, но среди них артисток нет. Они пошли в творческую специальность, но за кадром… Почему?


Софья Власова:


- Мама с детства тащила меня в кадр, и мне это нравилось. Классно, весело, легко получалось. Я даже училась в театральной школе. А потом в какой-то момент поняла, что это слишком тяжелый путь и что мне нужно быть продюсером. Начну снимать фильмы, буду снимать себя, Ольгу (улыбается). Училась во ВГИКе, на разных курсах, у Сарика Андреасяна закончила в прошлом году курс современного кинематографа.


В общем, постепенно расту, пишу сценарии, снимаю как оператор. И пришла к тому, что все-таки мне режиссерская сфера ближе. Мне нравится создавать истории. Я понимаю все этапы производства с низов, мне это легко и мне это нравится. Сохраняю за собой пунктик все-таки сниматься в кадре, но больше мне нравится за кадром.


В какой бы роли вы сняли маму как режиссер?


Софья Власова:


- В роли нежный, ранимый женщины, которая только кажется сильной и на пике страстей показывает себя другой. Я привыкла видеть ее на экране сильной, напористой, которая ведет за собой, держит внимание в каждой сцене. А мне кажется, что внутри у нее очень много ранимости, нежности… Ее хочется показать.


Ольга, вы приехали покорять Москву уже состоявшейся актрисой, мамой, со всей семьей. Вы поставили на карту всё. Это была степень высочайшей уверенности в том, что все будет хорошо, или это такая сумасшедшая мечта, вера, которая несравнима ни с чем другим?


Ольга Хохлова:


- Муж в принципе ничего не потерял, он только приобрел – продолжил заниматься бизнесом. Софья была еще совсем маленькая. А у меня словно какая-то заложенная программа была, что мне нужно ехать, нужно работать актрисой, нужно сниматься в кино, быть на самом пике, потому что в Москве есть все для твоего развития. Нужно ходить, просто подбирать эти идеи, возможности ловить в воздухе, в общении.

Самый большой удар пришелся на старшую доченьку. У нее было очень тяжелое становление здесь. Думаю, что из нас четверых тяжелее всего пришлось именно ей.


Наверное, и сейчас приходится тяжелее. Она достаточно давно живет за океаном, там ее семья, работа, ребенок. В нынешней ситуации сложно и вам, и ей быть на расстоянии?


Ольга Хохлова:


- Очень сложно, проблемы с визами и так далее. Но есть видеосвязь. У меня, например, с мамой не было такой возможности, а с ними есть. Она уже адаптировалась там, чувствует себя как рыба в воде. Ей там очень уютно, хорошо. Это любовь. Все делает любовь. Слава богу, мы с детьми друг друга не потеряли в смысле контакта. Стараюсь делать все, что в моих силах.


Достижение, когда родители могут воспитать детей таким образом, что, несмотря на расстояние, разницу в возрасте, дети очень близкие, общаются, да еще и вместе делают творческие проекты. Софья, знаю, что вы с сестрой сняли документальный фильм о поисках счастья. Он получил международное профессиональное признание. Расскажите о нем.


Софья Власова:


- Олеся прошла курс про счастье в Йельском университете и решила снять об этом фильм. Я предложила снять его самим. Лучше, чем американцы снимают. Фильм называется «Правда о счастье и благополучии», он поездил по многим международным фестивалям, получил награды.


В нем очень много интервью специалистов из разных областей, они со своей точки зрения говорят, что такое счастье. Вы, послушав их, какой сделали вывод, в чем главная составляющая счастья для вас?


Софья Власова:


- Постоянная новизна. Если мы не пробуем что-то новое, мы не развиваемся, тухнем. В старом нет счастья, необходимо идти в новое, через страх. И второе - это доверие. Доверять событиям, бессознательному, Богу, Вселенной, кто бы как ни называл это, чтобы шел не мыслительный процесс, а чувственный, чтобы человек шел из чувств в новое. Когда мы отключаем голову и прыгаем в новое, не успев подумать и испугаться - вот так надо.


Ольга, в этом стремлении к счастью через победу над своими страхами, о чем сейчас сказала Софья, вам много страхов пришлось перебороть? Есть ли они сейчас?


Ольга Хохлова:


- Они во мне все время эти страхи. Я все время с ними борюсь - каждый новый съемочный день, в каждой новой съемочной группе, с каждым новым режиссером, продюсером - это такая ответственность. Всегда понимаю, что могу не попасть. И я делаю первый шаг, иду на этот страх, полагаюсь на высшую силу, которая есть во мне, в которую я верю. У каждого она своя, кто на что полагается. Конечно, есть волнение - получится или нет. Но я перепрыгиваю, тоже иду на страх.


Софья Власова:


- Важно делать все, что от нас зависит в текущий момент. Не из состояния прошлого или будущего, что я могла бы еще сделать. А что именно сейчас я могу сделать, и я это делаю.


Ольга Хохлова:


- Я очень люблю, когда рядом люди, которые ценят твои недостатки и они все делают для того, чтобы показать, что тебе верят, и ты от этого расцветаешь. Есть режиссеры, с которыми я прямо кайфую, есть творческое волнение, конечно, но страха там нет. Это очень большая редкость. Сейчас кинопроизводство, как паровоз, сметает все на своем. Если ты туда впрыгнул, ты должен принимать правила игры.


Если в поисковой системе набрать «Ольга Хохлова», то кроме всего прочего в первых строчках будет указано – «рекордсменка по количеству ролей в начале XXI века»… Количество и качество - разные вещи. Для вас какая самая качественная, самая дорогая роль?


Ольга Хохлова:


- Мне сложно сказать, потому что я иду на те роли, которые мне нравятся. Что-то получилось, что-то нет. Но это все равно мои детки, я их сделала, они любимые.

Иногда я прихожу на площадку и думаю: «Боже мой, а ведь я это уже играла, нужно найти что-то очень важное, что зазвенит во мне по-новому». Действительно, было много маленьких ролей, пришлось долго взбивать молочко, чтобы оно стало маслицем, Словно идет забег какой-то. Сейчас этого не происходит по простой причине. Например, в прошлом году у меня было пять премьер летом, в этом году я целый год вообще не снималась. Меня уже не рассматривают на маленькие роли, а большие роли это уже реже пробы, реже утверждения. Количество само переросло в качество. А в первых ролях ты уже не сможешь просто так проскочить, некачественный продукт не утвердят на первую роль. Поэтому ты обязан владеть профессией максимально. Это очень большая ответственность. А мой послужной список такой большой, потому что, приехав в Москву, я соглашалась на все. Это был такой кайф! Как мне казалось, я уже была взрослая тетенька 30 лет, и я соглашалась на эти маленькие роли, пока режиссеры не увидели во мне что-то более интересное, чем эпизод. Например, Михаил Иосифович Туманишвили говорил: «Хохлова – мой талисман. Надо же, все вокруг стареют, а она только молодеет». Это что такое? Это любовь!



Для своих гостей мы всегда готовим одну из их любимых книг. Передо мной роман Гончарова «Обломов». Для многих из нас это не только книга, но и киноверсия. Для вас первична книга или кино?


Ольга Хохлова:


- Для меня первично открытие этого материала Олегом Павловичем Табаковым вместе с Никитой Сергеевичем Михалковым и Юрием Богатыревым. Именно Олег Павлович… Я всегда мечтала у него учится. Не сложилось. Там особая история…


Расскажите.


Ольга Хохлова:


- Я закончила во Владивостоке первый курс и узнала, что Олег Павлович каких-то мальчишек взял с низшего курса, они экстерном сдали общеобразовательные предметы. И с первого курса он их взял сразу к себе на третий. Я приехала в Москву прослушиваться к нему в тот самый подвальчик, тогда это была маленькая студия, которая стала театром. Помню, что читала прозу Федора Абрамова, и он сказал: «Ну, детка, все, я тебя беру, давай что-то решай с документами». И он уже садился в свой «жигуленок», а я спрашиваю: «Олег Павлович, а как же мне с экзаменами быть? Мне же нужно еще общеобразовательные сдавать за второй курс». Он говорит: «Как второй курс? Ты только первый закончила? Что ты мне голову морочила? Я не могу тебя взять!» Видимо, с теми пацанами был какой-то особый случай. Потом смотрел спектакль «Пластилин» в центре Высоцкого и очень похвалил меня. Я на радостях к нему подошла, сказала, что хочу к нему в театр. Он говорит: «Ну, приходи, приходи, посмотрим». Я знала, что он очень любит пирожки. И каждый сезон ходила в театр с корзиной его любимых пирожков и передавала ему привет, письмо, фотографию, напоминала, что это Ольга Хохлова, но так и не сложилось, и не снимались мы с ним никогда.


Вернусь к книге, к фильму, к его герою. В школе, по крайней мере, когда я училась, нам говорили, что Обломов ничего не хочет делать в жизни. Но если читать внимательно, посмотреть фильм, то мы увидим, что это глубоко мыслящий человек. Для вас в этой книге кто герой?


Ольга Хохлова:


- Конечно, он, конечно, Обломов!


Хотя вы по натуре женский вариант Штольца.


Ольга Хохлова:


- Да, я женский вариант Штольца. Сейчас немного меньше, это уходит чуть-чуть в какую-то практическую историю. А с юности, когда я искала смысл жизни, для было очень важно, о чем говорит Гончаров. Ведь Штольцу трудно в его ритме задуматься над тем, о чем думает Обломов. Сейчас у нас в моде йога, медитация. А он же ложился и думал о том, почему так, для чего… Растет дуб за окном. Нас не было, а он был. Мы уйдем, а он останется. И каждый год на нем будут распускаться листики. Будут распускаться и падать. А для чего? Это же просто листики. Значит, для чего-то это нужно. Штольц не успевал бы об этом подумать. Обломов об этом думал. И его любовь, доброта, даже своего рода смирение что ли, мечты о несбыточном. Или у Вересаева в рассказах есть: «Он слышал, как играет скрипка, в этом было что-то манящее, и он не понимал, что его манит». Вот это желание узнать, что манит-то? Что там? Более важное, более красивое, что-то несбыточное…

Есть такая история. Актриса Анна Каменкова мечтала сыграть Машу в «Трех сестрах». Она уже стала взрослым человеком и на роль Маши не подходила, там совсем молодые люди. И вдруг приходит режиссер, Юра Грымов, и говорит: «Я хочу, чтобы вы сыграли Машу». А она в очень таком возрасте нежном уже, что к Маше вообще это отношения не имеет. А режиссер это сделал! Грымов придумал, что три сестры - это взрослые женщины, которые всю жизнь хотели осуществить мечту, а не сбывается… Эта манкость того, что может быть, что ты должен сделать, а что сделать??? Нужно понять. Никогда нельзя думать о том, что твое время где-то там. Нет, оно здесь и сейчас.


У вас жизни были какие-то возможности, которые вы упустили, и вы считаете, что безвозвратно?


Ольга Хохлова:


- Пожалуй, нет. Все удачно в моей жизни, Прекрасные встречи, педагоги, замечательные люди меня окружают. А те, кто, скажем так, были камнем преткновения или причиной того, что не сбылись желания мои, то это тоже опыт. Например, мы с Машей Голуб пробовались в «Таксистку», она была таксистка, я ее подружка. На нас написали пьесу, мы уже репетировали песню. А взяли других артисток. Мы были в шоке. Это такая была драма, но это опыт, душевная закалка.


Говорят, мысли материализуются. Софья, давайте попробуем. О чем мечтаете в профессиональном плане? Кого снять, с кем сыграть?


Софья Власова:


- Хотелось бы поработать с Сашей Петровым. В нем такой большой спектр эмоций, которые можно бесконечно раскрывать. Это что касается задумок, которые уже есть, а в будущем хочу снять Ольгу в главной роли.


Ольга Хохлова:


- Мы же только что вместе с тобой поработали в проекте. Одна из студий снимала фильм на основе жизненных установок и юмора Фаины Георгиевны Раневской. И я сыграла главную роль - женщину, которая имеет прямое отношение к Раневской.


Раневская у вас проходит красной ниточкой - в театре вы играете спектакль. Раневская, как и вы, актриса, о которой я не слышала ничего плохого ни от кого. Она была со сложным характером, со сложной судьбой. Вы, играя одинокую насмешницу в театре, какие выводы сделали? Какая она была?


Ольга Хохлова:


- Я много слышала о ней от коллег, которые ее застали. Например, мне паричок делает гример, которая с ней работала. Она называет ее «Фуфа». Она мне рассказывает, какая она была. Рассказывают девочки, которые были совсем маленькие. Ольга Евгеньевна Анохина рассказывала, как она в юности работала с Раневской, и у них пот по спине тек, когда заходила Фаина Георгиевна. Такая она была мощная, они боялись ее таланта, ее строгих правил, требований. Она терпеть не могла, когда люди приходили с распечатанным текстом. Нужно, чтобы все было переписано от руки, чтобы было видно - они работают над текстом. Можно долго говорить. Она у меня все равно своя. У каждого своя Раневская. Я безумно счастлива, что много делают проектов про нее, что есть сериал, спектакль, Молодежь знает, кто такая старушка Раневская. Она для меня большое чудо. И все время со мной делится этим чудом. У меня есть уже две роли, которые я получила лично от нее. Например, я во МХАТе играю мачеху в «Золушке» - Фаина Георгиевна играла ее в кино. У Нади Бабкиной в театре «Русская песня» я играю в спектакле «Горько». В нем первое действие состоит из чеховской «Свадьбы», где мать играла Фаина Георгиевна. Такие подарки судьбы. Вот эта моя Раневская. Ни в коем случае не могу себя сравнить с ней, потому что мы абсолютно разные. Когда говорят, что мы похожи - да ничего мы не похожи! Вообще, мы разные люди и до нее, как на Эверест - взбираться и взбираться, чтобы просто понять и прикоснуться, потому что там такой вулкан!


Ее любимая фраза у вас какая?


Ольга Хохлова:


- «Все сбудется, все обязательно сбудется. Стоит только расхотеть». Какая глубина в этой фразе! Можно воспринимать ее так – будет-будет, нет-нет. Если это мне полезно, то ко мне это придет, если нет, то не надо. Твоя роль от тебя не уйдет, а за чужой ролью бежать не надо. Будешь бежать, пятки будут сверкать, и все равно не добежишь. Она достанется другому. А твоя роль будет бежать за тобой со сверкающими пятками. Мои роли за мной бегают. Даже если я ее не вижу, она все равно придет и скажет: «Я твоя». Но я должна сделать все на 100%, что зависит от меня. В общем, все обязательно сбудется.


Видеоверсию интервью смотрите на канале проекта в социальной сети "Одноклассники"

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив



bottom of page